Разработка программы производственного экологического контроля (ПЭК)
Производственный экологический контроль, или ПЭК – это один из основных комплексов мероприятий, которые касаются деятельности любых организаций и предприятий, работа которых связана с воздействием на окружающую среду.
Программа ПЭК - это комплекс природоохранных мероприятий, которые должны разработать и выполнять все организации и производственные предприятия, относящиеся к I, II и III категорий НВОС. Данное требование установлено в ФЗ №7 «Об охране окружающей среды».
Организация и проведение производственного экологического контроля описаны в ГОСТ Р 56062—2014 и имеют значение на стадии, когда у организации уже имеется паспорт отходов, проведена инвентаризация источников выбросов, и присвоена одна из четырех категорий НВОС. Следующий этап – это объединение всех составляющих в единый экологический документ, в котором будут предусмотрены все дальнейшие этапы работы по поддержанию экологической безопасности. Таким образом составляется программа ПЭК.
Программа должна включать следующие разделы:
общие положения;
сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Подробно требования к программе ПЭК указаны в Приказе Минприроды РФ от 18 февраля 2022 года № 109.
Сроки действия и изменения в программу ПЭК
Программа производственного экологического контроля утверждается только уполномоченным сотрудником организации и действует бессрочно.
Однако, в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида, объемов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду более чем на 10%, предприятие, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность, должно скорректировать Программу в течении 60 дней со дня изменений.
Организация лабораторных исследований и измерений
Для проведения любых измерений или отбора проб (на источниках выбросов, в атмосферном воздухе, отбора воды или почвы и т.д.) необходимо привлекать аккредитованную лабораторию, которая должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 56062—2014. Специалисты ООО «Стандарт экологического сопровождения» помогу правильно оформить программу для Вашего предприятия.
Работы должны быть выполнены в полном объеме, в установленные сроки, в соответствии с программой ПЭК. Работы выполняются по аттестованным методикам проведения измерений/испытаний. При отсутствии возможности провести измерения (например, отсутствие технологических отверстий на источниках выбросов), лаборатория в праве отказаться от выполнения работ до устранения нарушений. Результаты лаборатория предоставляет в виде протоколов результатов измерений/испытаний и/или актов отбора проб.
Исключением являются случаи, когда контроль проводится не инструментальными, а расчетным методом. Требованиями приказа Минприроды России от 18.02.2022 № 109 однозначно определены случаи расчетного метода контроля стационарных источников:
отсутствие аккредитованных методик измерений ЗВ;
отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов;
выбросы источника по данным последней инвентаризации формируют приземные концентрации на границе территории объекта < 0,1 ед. ПДК.
В план-график контроля стационарных источников выбросов не включатся источники, выброс от которых по результатам расчета рассеивания не превышает 0,1 ПДК ЗВ на границе предприятия. План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее – план-график наблюдений) предусматривается только для объектов из перечня (пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ).
Отчетность ПЭК
Отчет по программе ПЭК подается ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Отчет предоставляется в Территориальный орган Росприроднадзора (для объектов федерального надзора и контроля)/орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный экологический надзор (для объектов регионального надзора и контроля). С формой отчета можно ознакомиться в Приказе Минприроды РФ № 261. Данный отчет не нужно предварительно согласовывать. Основными сведениями, включаемыми в отчет по ПЭК являются сведения о контроле выбросов, сбросов, атмосферного воздуха.
Ответственность за нарушения
При отсутствии программы ПЭК или отсутствии контроля в соответствии с ней, ст.8.5, КоАП РФ предусмотрены штрафы в размере:
от 500 ₽ до 1 000 ₽ для физических лиц;
от 3 000 ₽ до 6 000 ₽ для должностных лиц;
от 20 000 ₽ до 80 000 ₽ для юридических лиц.
За несоблюдение экологических требований ст. 8.1 КоАП РФ предусматривает предупреждение или административный штраф:
от 1 000 ₽ до 2 000 ₽ для физических лиц;
от 2 000 ₽ до 5 000 ₽ для должностных лиц;
от 20 000 ₽ до 100 000 ₽ для юридических лиц.